Приветствие - новичкам

Шизофрения по-еврейски

Модератор: Психиатры-психи

Правила форума
В этом разделе запрещены тексты, имеющие целью рекламу или планомерное изучение любой из религий, а также перепечатка больших текстов из святых писаний. Вместо перепечатки, можете давать ссылки на них.
Ответить
Аватара пользователя
я_не_я_когда_голоден
Психолог-любитель
Сообщения: 4450
Зарегистрирован: 28.01.2017, 11:06

Шизофрения по-еврейски

Сообщение я_не_я_когда_голоден » 03.02.2017, 07:12

'' Для начала упрощенное разъяснение терминов. 
Шизофрения — это расщепление (раздвоение) сознания. Название этого заболевания состоит из двух слов: шизо (или по-гречески — схизо) — «расщепление» и френ, что в переводе с греческого означает — «мысль», «осознание». 

Циклофрения — цикличная смена настроения и состояния сознания. Это состояние человеческой психики называют также — маниакально-депрессивный синдром или депрессия. 

Олигофрения — слабоумие (олиго в переводе с греческого — «уменьшение», «ослабление»). 

Названные здесь состояния выражают суть «ненормативного» проявления человеческой души — через мышление, речь и действия. Поэтому, чтобы разобраться в проблеме, хотя бы на самом элементарном уровне, необходимо иметь какое-то представление о структурах души.

Рассматривая понятие ''душа'' с этих позиций, можно выделить в ней пять ''этажей''. 

Первый, самый нижний ''этаж'' — нефеш — ближе всех к центрам управления органами тела. Проявления нефеш мы наблюдаем, к примеру, в динамике установления гормонального равновесия. 

Второй ''этаж'' — руах. На этом уровне осуществляется управление эмоциями и частично — интуицией. Проявления — очевидны. 

Третий этаж — нешама — определяет уровень и качество мышления. Проявляется в процессе формирования мысли и речи. 

Нешама оказывает влияние на руах и управляет выражением эмоций. 

Руах, в свою очередь, получив сигнал от нешамы, воздействует на нефеш. Этот ''этаж'' (нефеш) приводит в движение органы человеческого тела, и человек совершает действия и поступки. 

Четвертый ''этаж'' — хая. Здесь определяется энергетика личности человека. Отсюда непрерывно подкачивается энергия — на ''этажи'' нешама, руах и нефеш. 

Пятый ''этаж'' — йехида — определяет самосознание человека. Здесь проходит процесс вычленения индивидуума из остального мира, формирование уникальности личности. 

Проявления процессов, протекающих на этажах хая и иехида легче всего заметить, наблюдая за поведением младенцев в течение первых 2-3 лет их жизни. 

Деятельность ребенка на этаже нешамы столь явно, как у взрослого человека — не контролируется. И мы видим ''нерациональность'' его ''энергетики''. Его движения суетливы и не координированы, он издает звуки, которые мы называем ''детским лепетом'' и т.д. Ребенок в возрасте 1-2 лет являет нам модель поэтапного перехода от состояния, когда видимое осознание себя отсутствует (ребенок не умеет правильно пользоваться местоимениями), к состоянию, в котором ребенок начинает ощущать себя уникальной личностью. 

В идеале все пять ''этажей'', уровней души гармонично взаимодействуют друг с другом. То есть впитывают извне информацию — ''регистрируют'' события, общий настрой, идеи внешнего мира, формируют мысли и эмоциональное состояние человека, ''руководят'' его действиями. В соответствии с этим на уровне йехида поддерживается самосознание, а с ''этажа'' хая подкачивается в необходимом ''объеме'' энергия (не больше, но и — не меньше). Нешама формирует мысли — ''на перспективу'', руах — интуитивные реакции (настроения, ощущения), а нефеш, в результате деятельности остальных четырех ''этажей'', определяет поступки человека. 

Таков идеал. Но мир с момента ''изгнания Адама из Ган Эдена'' — не идеален. И с Неба приходят в наш мир души людей с целью — улучшить себя и окружающую действительность (каждая — со своей задачей). И для того, чтобы побудить человека (точнее — его душу) приложить к этому усилия, душу спускают в наш мир не в идеальном состоянии. 

Поэтому в каком-то смысле все люди — ''душевно больны''. Но на практике мы отмечаем ''нормативное'' и ''ненормативное'' состояние человека. 

Людей в ''нормативном'' состоянии (весьма упрощенно, как многое в этом ответе) — до 90 процентов. В ''ненормативном'', соответственно — 10 процентов. 

Будем иметь в виду, что ''ненормативное'' состояние имеет некие градации. Это — легкая форма (5-6 процентов), средняя (3-4 процента) и тяжелая (порядка 1 процента). 

Основу для такого разделения людей на две категории мы находим в Торе. В ней отмечается, что мицвот, заповеди Всевышнего даны каждому еврею (отдельно рассказывается о заповедях, предназначенных для неевреев). Но, вместе с тем, сказано, что душевнобольной от выполнения мицвот — освобождается. 

В Устной Торе определяются критерии, которые позволяют уточнить, кто вообще освобождается от обязанности выполнять заповеди, кто — не должен выполнять их временно (один раз или периодически). 

Теперь, пожалуй, мы в какой-то степени подготовлены к тому, чтобы воспринять модель душевной ''не нормативности''. 

Следствием недостаточно хорошо налаженной деятельности уровня йехида становится повышенная склонность к тому, чтобы ощущать себя кем-то другим, не тем, кем человек является на самом деле. Эта склонность наблюдается у всех детей. Отсюда — их умение совершенно естественно вести себя в ''ролевых'' играх. 

Когда функции йехиды (на этом уровне, как мы уже знаем, контролируется самосознание) ослаблены, у человека происходит расщепление личности. Это и есть, как определялось выше — шизофрения. 

Синдром циклофрении возникает на уровне хая. Когда функции этого «этажа» души — нарушены. То есть энергия подкачивается на «этажи» неравномерно, с перепадами. Тогда эйфория, неадекватная ситуации, сменяется столь же неадекватной ситуации — депрессией. Никакие рациональные доводы на человека, страдающего циклофренией, не действуют. Ибо его мыслительные способности в момент депрессии (уменьшение потока энергии) ограничены. Если энергетические потоки, поступающие на «этажи» нешама (где формируется «качество» мышления) и руах (формирующий настроение), ослаблены, человек не может адекватно воспринимать реальность. 

Врожденные или приобретенные изменения в направлении деятельности уровня нешамы, когда она устремлена вверх, а не вниз — к «этажам» руах и нефеш, приводят к тому, что человек теряет способность проявлять в нашем мире способность контролировать не только собственные мыслительные процессы, но также — эмоции и действия. Такие люди считаются «слабоумными». Это и есть — олигофрения. 

Материалистическая наука — психиатрия, в рамках своих возможностей, пытается «компенсировать» видимые недостатки в поведении человека. 

Известны два способа такой компенсации. 

1. Использование лекарственных препаратов. 

Известно, что отсутствие координации действий между «этажами» души приводит к изменениям в составе мозговых клеток, нарушая их взаимодействие. 

В случаях шизофрении так называемые «психотропные» лекарства, воздействуя на мозговые клетки и снижая уровень «горения бредовых идей» в мозге человека, подавляют активность проявления роли, в которой видит себя человек, страдающий синдромом расщепления личности. 

В случае циклофрении лекарства (среди них — препараты типа Prozac) могут регулировать в клетках мозга количество серотонина и других веществ, «выравнивая» перепады настроения и предупреждая погружение в глубокую депрессию. 

При олигофрении (в некоторых случаях) используются препараты, улучшающие биохимический состав клеток организма (особые дозы витаминов и т.п.). Ведь у страдающих таким синдромом людей нешама устремлена вверх и на необходимом уровне не питает руах и нефеш. Следовательно, и физические функции органов тела человека — ослаблены, иногда — в значительной степени. 

2. Психоанализ и психологическая переориентировка (беседы с психиатром). 

Данный метод (включающий в себя различные варианты психологического воздействия) может принести пользу лишь в строго определенных случаях. 

Во время беседы специалист дает человеку, который пребывает в депрессивном состоянии, возможность выговориться. Тем самым как бы «откачивается» руах, что «заставляет» душу на уровне хая увеличить поток «животворной» энергии. 

Естественно, я описываю здесь лишь самую упрощенную картину происходящего. 

Средства психиатрии на какое-то время (на период прохождения курса лечения и, быть может, чуть дольше) помогают половине людей, страдающих шизофренией и циклофренией (против олигофрении психиатрия бессильна). Эта помощь, к тому же — весьма относительна и заключается в уменьшении страданий «ненормативных» людей и тех, кто их окружает (суть и «качество» страданий людей с выраженной шизофренией или циклофренией — отдельный разговор). 

Остаются два вопроса: 

1. Почему так происходит, почему Творец посылает в мир души со столь несовершенным («не нормативным») устройством? 

2. Что делать с этим? 

Чтобы нам было легче разобраться в сути первого вопроса, возьмем крайний случай. 

Почему среди нас живут люди, не способные и не обязанные выполнять заповеди Творца, то есть в бытовом смысле — «не нормативные в тяжелой форме»(см. выше)? Какова роль пребывания в мире такой души? Ведь она не в состоянии что-либо изменить. 

Состояние высших миров меняет только исполнение или нарушение заповедей. А «не нормативный в тяжелой форме» человек свободен от обязанности исполнять мицвот и не несет ответственность за их нарушение. 

Дело в том, что такая душа приходит в наш мир, чтобы помочь нам исправить в себе те или иные недостатки. Правильное отношение к таким людям дает нам возможность на более глубоком уровне постигать духовность мира (душевно больной человек постоянно напоминает нам о душе), совершать больше добрых дел — в любой жизненной сфере (сюда же относится и помощь такому больному). 

Точно так же — и в не экстремальных случаях. 

Наше отношение к душевно «неполноценным» людям открывает перед нами множество возможностей в постижении высокого (это некий аналог лимуд Тора — изучение Торы) и в осуществлении добрых дел (на иврите — маасим товим). 

И, наконец — что делать? 

Предложу некие варианты — вне «чисто психиатрической» помощи. Как мне представляется, во многих случаях это может оказаться более или менее эффективным дополнением, а в других — правильной альтернативой традиционной психиатрии. 

Шизофрения. 

Поскольку корень ее возникновения и развития — слабость йехиды, именно ее и надо усиливать. На практике это осуществляется в процессе работы над осмыслением и чтением молитвы Шма, Исраэль (где подчеркивается идея Единства Творца), постижения тех сторон нашего мировоззрения, в которых наиболее ярко проявлена концепция, что ничего, кроме Единого Творца, нет и т.д. 

Маниакально-депрессивный синдром. 

Здесь мы имеем дело со слабостью на уровне хая. Поэтому людям, страдающим депрессиями, следует оказать помощь в постижении смысла и радости, заложенных в служении Всевышнему. Это рождает ощущение, что человек в мире — не одинок, ибо есть — Он, Творец, который направил человека в этот мир и всегда остается с ним (понятно, что я предельно упрощаю ситуацию, но основная линия поведения, надеюсь, ясна). 

Олигофрения (за исключением третьей степени, когда человек ни на что не реагирует). 

Поскольку причина возникновения связанных с ней дефектов — в неверной направленности уровня нешама (вверх, а не вниз), помочь такому человеку можно, укрепляя руах и нефеш извне, воспроизводя некий аналог деятельности «этажа» нефеш. Тут достаточно активно вовлекать человека в жизнь общины — делать так, чтобы он регулярно посещал синагогу, выполнял «действенные» мицвот (например, накладывал тефиллин и т.п.). Все это укрепит ослабленные нижние два «этажа»: и эмоциональный (молитва, посильное участие в уроке; от этого будет польза, даже если человек просто присутствует) и «действенный» (осуществление тех или иных практических задач, реализацией которых заняты «нормативные» люди). 

В большинстве случаев помощь «не нормативному» человеку должна осуществляться под руководством опытного наставника — раввина, который обладает необходимым знанием соответствующих разделов Торы и мудростью. 

Реальное участие в процессе духовной помощи «не нормативным» людям должны принимать члены его семьи, родственники и — община. 

И в заключение — еще одно «вспомогательное» замечание. 

Изложенная выше концепция помогает понять, почему некоторая склонность к шизофрении (когда патология функций йехиды не проявляется со всей очевидностью) во многих случаях способствует «формированию» человеческой гениальности. 

Ослабление йехиды позволяет видеть разные, весьма неожиданные грани бытия и порождать «неожиданные», а точнее — гениальные идеи. 

Отдельные признаки циклофрении типичны для многих людей искусства — художников, поэтов и т.п. «Несогласованность» на уровне хая провоцирует либо прилив творческой энергии (состояние эйфории), либо внутренний душевный «голод» (стадия депрессии) и — стремление выразить свое состояние. Таким образом, картины, стихи и т.п. — своеобразный «крик о помощи». 

Все это только дает дополнительное разъяснение высказанной в начале ответа мысли, что до определенного уровня развития шизофрении и циклофрении эти синдромы не следует считать болезнями и, соответственно, во вмешательстве психиатра, а тем более — в лечении медикаментозными средствами такие состояния не нуждаются. Психиатр и лекарства требуются в той ситуации, когда «не нормативность» человека опасна для него самого и/или для окружающих. 

Важно отметить, что грани между этими синдромами — «размыты», ибо все они — следствие негармоничного «сосуществования» этажей человеческой души. 

Все, о чем здесь говорилось — результат изучения ряда книг Устной Торы и попытки осмыслить и систематизировать свои, полученные, по милости Всевышнего, действительно, весьма скромные знания в данной области…'' 
Рав Элиягу Эссас.
И это пройдет...

Ответить

Вернуться в «Иудаизм»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость